Пятница, 15.12.2017, 05:46
Приветствую Вас Гость | RSS
Мой сайт
Главная » 2016 » Ноябрь » 16 » Не Путин, а Месси: Государственные СМИ не заметили расследования об офшорах друзей президента
14:07
Не Путин, а Месси: Государственные СМИ не заметили расследования об офшорах друзей президента
В опубликованном «панамском архиве» нашлись офшорные компании российских чиновников и друзей Владимира Путина. Однако государственные СМИ предпочли рассказать не о них, а о фирмах Лионеля Месси и Петра Порошенко
 
Масштаб утечки
 
Международный консорциум журналистов-расследователей (ICIJ) и Центр по исследованию коррупции и организованной преступности (OCCRP) вместе с рядом мировых СМИ, в том числе российской «Новой газетой», опубликовали 3 апреля документы из так называемого панамского архива. Архив назван панамским по месту регистрации компании Mossack Fonseca, утечка из которой и легла в основу расследования. Эта компания, утверждают в ICIJ, занимается созданием подставных фирм и корпоративных структур для сокрытия конечных бенефициаров активов.
 
Всего в архиве более 11,5 млн документов, которые, как утверждают авторы расследования, раскрывают масштаб «теневой экономики» с участием ведущих мировых политиков, бизнесменов и «селебрити». В архиве, в частности, обнаружились данные об офшорах и зарубежных фирмах 12 должностных лиц России или членов их семей, а также о компаниях, бенефициарами которых являются близкие друзья Владимира Путина.
 
В расследованиях журналистов фигурируют имена министра экономического развития Алексея Улюкаева, пресс-секретаря президента Дмитрия Пескова, бывшего заместителя управляющего делами президента Ивана Малюшина, вице-мэра Москвы Максима Ликсутова. Кроме того, в статьях утверждается, что люди «из близкого окружения» президента России Владимира Путина — в частности, виолончелист Сергей Ролдугин и основной владелец банка «Россия» Юрий Ковальчук — перевели через офшорные компании по меньшей мере $2 млрд.
 
Центр по исследованию коррупции и организованной преступности и «Новая газета» опубликовали отдельное расследование, посвященное Сергею Ролдугину, — в нем говорится, что виолончелист был вовлечен в тайную операцию по получению контроля над российским производителем грузовых автомобилей «КамАЗ», а также был одним из акционеров Vi, крупнейшего продавца рекламы на российском ТВ.
 
Несмотря на масштаб утечки, российские государственные и прогосударственные СМИ высказываются на тему «панамского архива» очень осторожно, особенно в том, что касается российских чиновников и бизнесменов. Либо не высказываются вовсе.
 
Реакция агентств
 
Государственное агентство «РИА Новости» (входит в МИА «Россия сегодня»), которое владеет одним из самых посещаемых сайтов в Рунете, обошлось несколькими короткими новостями про публикацию архива. В своей первой заметке, озаглавленной «СМИ ФРГ пишет о якобы причастности мировых лидеров к офшорным схемам», агентство лишь сообщило о факте публикации расследования в немецкой газете Suddeutsche Zeitung (именно она первой ознакомилась с документами Mossack Fonseca) и ICIJ.
 
В новости рассказывается, что в материалах расследования фигурируют президент Украины Петр Порошенко, президент Азербайджана Ильхам Алиев, король Саудовской Аравии Салман ибн Абдул-Азиз Аль Сауд, покойный отец премьер-министра Великобритании Дэвида Кэмерона и «ряд лиц, приближенных к российскому президенту Владимиру Путину». Имена этих лиц или других российских чиновников не упоминаются, как не рассказывается и о связанных с ними офшорах и компаниях. При этом РИА подчеркнуло, что «аутентичность документов официально не подтверждена никем, более того, сама компания Mossack Fonseca заявила, что отказывается заверить их подлинность». В двух других новостях рассказывается о реакции панамских властей и самой компании Mossack Fonseca.
 
Другое государственное агентство, ТАСС, более подробно рассказало о расследованиях, основанных на архиве панамской компании. При этом, говоря о российских фигурантах расследования, ТАСС, как и РИА, упомянул лишь, что «в публикациях содержатся материалы об операциях ряда российских юридических и физических лиц», которые «могут относиться к лицам из окружения президента России Владимира Путина». При этом агентство рассказало в отдельном подробном материале об офшоре президента Украины Петра Порошенко, который перевел на панамскую компанию активы своей кондитерской корпорации Roshen, тем самым сэкономив «миллионы долларов налогов, которые иначе он должен был платить на Украине». Агентство также сообщило, что Национальное антикоррупционное бюро Украины (НАБУ) не будет расследовать эту ситуацию.
 
Кроме того, ТАСС рассказал, что в архиве упоминаются имена главы УЕФА Мишеля Платини и нападающего «Барселоны» Лионеля Месси. Агентство также продолжает следить за реакцией международных лидеров на утечку — например, о том, что премьер-министр Исландии Сигмундур Давид Гуннлейгссон может уйти в отставку или что президент Франции Франсуа Олланд пообещал начать расследования на основании опубликованных документов.
 
Оба агентства проигнорировали расследование про друга Путина Сергея Ролдугина — его имя в связи с расследованием ICIJ и OCCRP упоминается лишь на сайте РИА, но только в дайджесте российской прессы (краткий анонс статьи в «Ведомостях»). РБК отслеживал материалы на сайтах и в закрытых лентах агентств по состоянию на 13:00.
 
Частное агентство «Интерфакс» утром 4 апреля подробно рассказало об офшорах Петра Порошенко, упомянув, что в расследование также попали «лица, которые, по утверждению издания (Suddeutsche Zeitung), поддерживают дружеские отношения с президентом России». В 11:00 в ленте «Интерфакса» появилось сообщение «Структуры Ролдугина владели опционом на доли в КамАЗе и АвтоВАЗе», а в 13:24 статья про виолончелиста была опубликована и на сайте под заголовком «Панамский архив» рассказал о роли Ролдугина в истории КамАЗа и АвтоВАЗа». Сейчас все материалы, посвященные архиву Mossack Fonseca, на сайте объединены в сюжет «Панамагейт».
 
Эфирный отклик
 
Из крупнейших государственных и прогосударственных телеканалов рассказали о расследовании на интернет-ресурсах РЕН ТВ (входит в Национальную медиа группу, аффилированную со структурами банка «Россия») и ВГТРК (государственный холдинг). РЕН ТВ посвятил несколько новостей на сайте офшорам Порошенко («Порошенко не только не продал Roshen, но и лишил страну налогов с его крупного бизнеса», отмечается в одном из сообщений), а также реакции Эдварда Сноудена, который назвал расследование Panama Papers крупнейшей утечкой в истории журналистики. Главный новостной сайт ВГТРК, «Вести.ру», сосредоточился на именах Месси и Платини в связи с утечкой.
 
Поиск по сайтам «Первого канала» (контрольный пакет принадлежит госструктурам) и НТВ (входит в «Газпром-Медиа», который принадлежит Газпромбанку) не показал никаких результатов, связанных с «панамским архивом». Выпуски теленовостей, прошедших на этих двух каналах, как правило, сразу выкладываются на сайт, и поиск по сайту позволяет определить, упоминались в эфире те или иные сюжеты или нет.
 
В анонсах утренних новостных выпусков «России-1» (входит в ВГТРК), «Первого канала», НТВ и РЕН ТВ скандал с «панамским архивом» не упоминается.
 
Сайт телеканала Lifenews (телеканал входит в холдинг News Media Арама Габрелянова) также рассказал только о публикациях, касающихся Порошенко. Lifenews отметил, что продажа Roshen была одним из предвыборных обещаний Петра Порошенко. «Президент Украины Петр Порошенко до сих пор не передал свои активы Roshen в траст, — говорится на сайте канала. — Вместо этого, чтобы избежать уплаты налогов при возможной продаже кондитерской компании, он создал три офшорные фирмы».
 
Англоязычный телеканал RT (ранее назывался Russia Today, был создан в 2005 году для освещения позиции Кремля за рубежом) опубликовал на своем сайте две заметки, посвященные материалам по «панамскому архиву». В одной рассказывается о публикации расследования в Süddeutsche Zeitung, а в другой говорится про реакцию британских СМИ. «Отдельные слои британского общества раскритиковали свои медиаорганизации за то, что те проигнорировали факт того, что отец премьер-министра Дэвида Кэмерона был упомянут в массовой утечке документов, рассказывающей про уклонение от налогов», — говорится в статье RT. При этом в статье отмечается, что британские СМИ предпочли сфокусироваться на скандале, связанном с друзьями Владимира Путина и российскими чиновниками.
 
Днем 4 апреля блогер Илья Варламов опубликовал на своем сайте график упоминаний расследования про панамские офшоры в различных российских СМИ. Из его графика также следует, что по состоянию на 13:00 расследование про «панамский архив» вообще не было упомянуто в «Российской газете», «Комсомольской правде» и на сайте «Ленты.ру».
 
Елизавета Сурганова
Просмотров: 12 | Добавил: tomasta1983 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
| Главная |
| Регистрация |
| Вход |
Меню сайта
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Ноябрь 2016  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Copyright MyCorp © 2017Создать бесплатный сайт с uCoz